Это специальная рубрика для студентов, ординаторов, кто только в начале своего профессионального пути. Она поможет понять, как профессора, ученые, выдающиеся врачи прошли путь своего становления, с чем сталкивались в своей деятельности. Ценные советы, наставления будущим врачам, специалистам своего дела!
Здесь будут собраны интервью врачей, ученых, руководителей ФГБУ «НМИЦ им. В. А. Алмазова» Минздрава России.
Интервьюируемый: Самочерных К.А.
Интервьюер: Розанов О.П.
Корреспонденты: Маханова А.М., Вялых Е.Э., Розанов О.П.
“Никогда не сдавайтесь”
„Выбери себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни“ (Конфуций).
Какое событие вашей жизни, вероятно, сподвигло вас пойти в медицину?
- На меня повлиял ряд случаев. Например, в возрасте 8 лет, когда был в гостях у бабушки с дедушкой, я сильно повредил себе руку, успел сам остановить кровотечение. Дедушка, конечно, отвез меня в травмпункт, где фельдшер и медсестра при помощи металлических скрепок пытались соединить края раны, но получалось плохо. Было видно, что медицинской подготовки им не хватало, и меня отправили в районную больницу. Но искреннее желание этих людей помочь подтолкнуло меня задуматься над вопросом: “А что могу я, чем смог бы помочь другому человеку?” А затем, уже в 8 классе, когда нас разделяли по факультативам (кто пошел учиться на водителя, кто на пекарей), я выбрал медицинский уход, что окончательно повлияло на формирование моего мышления, отношения к медицине.
Каким своим достижением в медицинской сфере вы гордитесь больше всего?
- Создание системы диагностики и оказания помощи детям с нарушением оттока спинномозговой жидкости из головного мозга. Моя диссертационная работа была на эту тему.
Примечание: Константин Александрович в 2018 году, под руководством профессора В. А. Хачатряна защитил диссертационное исследование на тему «Персонализированная диагностика и нейрохирургическое лечение гидроцефалии и интракраниальных арахноидальных кист у детей» с присвоением ученой степени доктора медицинских наук.
Сталкивались ли вы за время своей профессиональной деятельности с профессиональным выгоранием?
- Нет. Наверное, в силу моего характера со мной такого никогда не случалось.
Имеет ли врач право на ошибку?
- Необходимо рассматривать каждую ситуацию индивидуально. Как вы поступите с медсестрой, которая работала двое суток и в силу усталости ввела чуть большую дозу лекарства пациенту, но это не повлекло за собой серьезных последствий? Она в любом случае ошиблась, но намерения не было. Другое дело, когда халатность медицинского персонала влияет на качество оказания медицинской помощи, в таком случае персонал должен нести ответственность за свои поступки.
Как вы считаете, насколько важна роль наставников в вашей жизни?
- Наставник должен быть всегда, со школьной скамьи, когда с 8-го класса начинают изучать биологию. Еще важнее его роль в институтах и университетах. Наставник указывает, на чём необходимо сделать акцент, делится своим опытом и буквально «проводит тебя за руку» в мир, который находится на ступень выше тебя, подсказывая, как тебе достичь поставленных целей. У меня и сейчас есть наставники: старшие коллеги по работе, Генеральный директор центра Алмазова, профессора сообщества нейрохирургов. Если вам кажется, что вы уже знаете ту информацию, которую вам доносит наставник, обязательно дослушайте его, ведь в 1 случае из 10 — он расскажет то, что вам не известно, а это, возможно, сыграет важную роль в вашей жизни.
Какими качествами должен обладать врач?
- Обязательно любовь к своей профессии! Уметь слышать и уважать своих коллег, быть внимательным. Иметь колоссальное терпение при общении с пациентами. Быть добрым, и это очень важно, поскольку в нашей профессии без этого не обойтись. Люди, не имеющие этих качеств, просто не смогут быть успешными в медицинской профессии. И самое главное — чувство ответственности и сила воли, без этих качеств в медицине тоже нельзя. Необходимо уметь поставить себя на место пациента, его родственников. Доводить дело до конца, не уходить с работы, пока не решили текущие проблемы пациентов. Когда я был заведующим в отделении детской нейрохирургии (Константин Александрович с 1999 по 2017 гг. заведовал отделением нейрохирургии детского возраста РНХИ им. проф. А. Л. Поленова.), ни один нейрохирург не уходил домой, пока не было решения с диагнозом и состоянием пациента, всей командой оставались дольше рабочего дня и решали проблемы.
Чем нейрохирургия отличается от других хирургических специальностей? От специальностей терапевтической направленности?
- Мы специализируемся на патологии нервной системы и всего, что её окружает непосредственно. Вообще важно знать всю анатомию человека, расположение сосудов и нервов, строение внутренних органов, зная анатомию и патофизиологию — уметь проводить клинико-неврологические осмотры. Заблуждение, что в отличие от терапевтов — нейрохирург работает «скальпелем»! Прежде всего он работает головой!
Как вы относитесь к проявлению эмоций врачами?
- Проявлять эмоции на работе непозволительно, и, я надеюсь, что это правило останется неизменным. Состояние «напряжения» на работе действительно есть, т.к. пациенты передают свои переживания и нам. Мы общаемся с родственниками, прогнозируем состояние пациентов. Вся эта информация, конечно, оставляет след напряжения на специалисте…
Да, эмоции должны быть, но вопрос в том – где? На работе не нужно, в операционной – категорически нет. Лучше избавляться от негативных эмоций и напряжения где-нибудь в спортивном клубе.
Вы являетесь автором и соавтором многих научных работ, подскажите, пожалуйста, кто был вашим наставником и учителем. Какую роль он сыграл в формировании вашей личности?
- Да, их роль колоссальная. Моими наставниками в академии были профессор Тарасенко В.С. и доцент Рычковский Г.Ф. Они практически за руку водили нас к больным в палатах, в операционные и делали акценты на наших ошибках, после проведенных операций мы собирались в ординаторских, брали атласы по анатомии Синельникова и учебник анатомии Привеса, стараясь понять, какие могли бы совершить ошибки и как их исправить. Изучали анатомические структуры, которые не смогли обнаружить в ходе операции, погружались в учебник оперативной анатомии. Это все позволило выйти нам на государственные экзамены подготовленными молодыми специалистами.
Что мотивирует вас каждый день ходить на работу и помогать пациентам, которые лежат в отделениях РНХИ?
- На самом деле я выполняю свою работу, как и все. Не помню, кто так сказал, но суть в том, что если будешь всегда заниматься любимым делом, то ты будешь счастливым человеком. И даже если сегодня что-то не получилось. Я всегда говорю себе — завтра попробую снова!
Какой совет вы бы дали студентам, ординаторам и аспирантам медицинских университетов?
- Можно несколько?
Конечно.
- Пока есть возможность — читайте как можно больше, поскольку рутинная практика и работа, приближенность к пациентам, усталость не дают возможности этим заниматься в дальнейшем. Поэтому, пока у вас есть время, читайте, читайте и еще раз читайте. Второй совет — несмотря на индивидуальный опыт и багаж знаний, всегда нужно принимать решения при лечении пациента коллективно. Поскольку коллектив — это большая сила.